Системно-феноменологический подход как необходимый инструмент в работе психолога

Системно-феноменологический подход как необходимый инструмент в работе психолога

Системно-феноменологический подход как необходимый инструмент в работе психолога

Порой так бывает, что мы чувствуем, будто живем не свою жизнь. Мы повторяем ошибки наших родителей. Все, что выходит за рамки привычных ценностей, вызывает в нас ужас, заставляет бессознательно сторониться жуткого и непонятного. Почему-то в одной семье женщины бездетны, а  в другой не задерживаются деньги. Проклятие рода или следствие логических взаимосвязей? Конечно же, второе. 

Влияние Хайдеггера и Фрейда на системно-феноменологический подход

Впервые о феномене жуткого, скрывающегося в хорошо знакомом, родном и близком человеке, в начале XX века заговорили два немецкоязычных мыслителя: Зигмунд Фрейд и Мартин Хайдеггер в статьях «Das Unheimliche» и «Время и бытие».

По их мнению, человек сталкивается с экзистенциальной бездомностью в тот момент, когда в хорошо знакомом и безопасном месте, таком как родной дом, возникает жуткое, враждебное и чуждое.

Дом, который принято ассоциировать с образом родных людей, оказывается хаосом. В попытке определить свою судьбу, человеку приходится неосознанно вытеснить и заместить воспоминание, связанное со зловещим (по Фрейду) или погрязнуть в обыденности (по Хайдеггеру).

Самоотчуждение послужило объектом исследования для системно-феноменологического подхода. Изучая различные феномены личного и коллективного бессознательного, психологам удалось выделить системно-феноменологический подход, как эффективный инструмент психотерапии в работе с внутриродовыми конфликтами. 

Его основателем принято считать немецкого психотерапевта Берта Хеллингера. 

До недавнего времени метод считался ненаучным: его применение без опоры на научную базу имело негативные последствия для клиента.

Как первоначально выглядел метод

Изначально он чем-то напоминал драматическую постановку: ведущий предлагал клиенту выбрать из присутствующих в зале заместителей своих родителей и даже далеких предков, которые в свою очередь невольно вживались в роль и давали клиенту мощный эмоциональный отклик. Иногда такие мероприятия могли заканчиваться истериками и даже болезнями для клиентов.

Интерес к семейным конфликтам Берт Хеллингер обнаружил во время своего обучения в Венской ассоциации психоанализа на психодраматических практиках своих коллег, Тэи Шёнфельдер и Лэс Каддис. 

В то же время Хеллингер проявлял интерес к ненаучной теории о «Терапии первичным криком» Артура Янова, за что был исключен из членов Венской ассоциации психоанализа.

Несмотря на то, что Берт Хеллингер не был основателем метода, весь мир приписывает авторство именно ему, поскольку он обозначил его базовые законы.

Закон принадлежности. В своей книге «Счастье, которое остается», Хеллингер на первое место ставит Полную семью и, как следствие, право на место в системе рода.

Если кого-то из родственников (даже далекого предка) исключили из семьи, то на все последующие поколения ложится обязанность следовать семейному мифу о ценностях. Попытка выйти из этой системы будет сопровождаться внутриродовыми конфликтами.

Например: вопреки желанию отца, дочь вышла замуж по любви. Отец лишает ее места в семье. История о неблагодарной дочери пройдет через все последующие поколения и отложит отпечаток на мифе о семейных ценностях. Как следствие, у женщин в этом роду могут не складываться отношения в паре. 

Задача консультанта — помочь клиенту понять, что послужило причиной его проблемы и разрешить себе прервать цепь бессознательных повторений родовых сценариев.

Закон иерархии. По Хеллингеру, семьи резонируют. Главной фигурой в системе считается основатель рода. Если заслуги далекого предка перед потомками слишком велики, то наш клиент сталкивается с проблемой морального долга перед героическим предком и стыдом за желание идти своим путем, не жертвовать собой по семейной традиции. 

Таким образом, легенда о героической гибели прадеда станет причиной бессознательного стремления пожертвовать жизнью у его потомков.

Задача специалиста — помочь клиенту занять свое место в семейной иерархии.

Закон баланса. По закону физики о сохранении энергии, ничто не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда. В системе родовых связей все абсолютно так же. 

Если предок нашего клиента нажил состояние нечестным путем, то знание об этом заставит последующие поколения отдавать этот долг, пока наш клиент не пожелает выйти из этого затянувшегося конфликта.

К примеру, несколько поколений семей избегают богатства из-за подсознательного страха его потерять. Их уровень дохода достигает определенной границы, после чего они, буквально, сливают деньги. Во главе семейных ценностей окажется тень предка, поднявшегося по партийной лестнице за счет конфискации имущества зажиточных крестьян. Внутриродовая установка такой семьи говорит: «Не имей богатства — у тебя все отберут».

Эксперт поможет клиенту выделить фигуру виновника и простить его долг.

Системно-феноменологический подход — это не магия. 

Зачастую метод оказывается  в руках эзотериков и «колдунов». Это послужило появлению предвзятого отношения в обществе к системно-феноменологическому подходу.

И не удивительно. Берт Хеллингер на протяжении 25 лет служил церковным миссионером в Африке, где наблюдал магические ритуалы местных жителей и уделял в своей работе огромное внимание общению человека с божественными силами — так сказать, чудесами.  Но образованный человек понимает, что чудес не бывает. 

Это прекрасно понимала Анн Анселин Шутценбергер, клинический психолог, автор множества трудов о психотерапевтических методах в психологии.

 В своей книге «Синдром предков» она описала суть системно-феноменологического подхода. Опираясь на клинические случаи и на метод трансгенерационной психогенеалогической контекстуальной терапии, она вывела смелые шокирующие умозаключения: мы все являемся заложниками нашего рода и бессознательно повторяем ошибки своих  предков.

«Аналитическая терапия психотических лиц доказывает, что они бессознательно выражают то, что происходило в жизни их матери, а потом уже выражают то, что произошло в их собственной жизни». — пишет Шутценбергер.

Опираясь на этот и другие данные науки о трансгенерационных связях, психологи научились использовать системно-феноменологический подход в психотерапии, как мощный инструмент в поиске психогенеалогических факторов развития личности клиента.

Как психологу овладеть системно-феноменологическим подходом?

На данный момент  это один из мощных инструментов, не имеющих аналогов в решении внутриродовых конфликтов. 

В Институте Системных Технологий и Консультирования обучают методу решения системных семейных конфликтов по программе А. Н. Рязанцева «Системно-Феноменологический подход в консультировании» с опорой на научную базу. 

Основатель ИСТиКа, Александр Николаевич Рязанцев — руководитель ассоциации экспертов МАССКиФ, практикующий консультант в гештальт-подходе и супервизор с опытом работы в психотерапии  более 30 лет.

Обучение в ИСТиК имеет массу преимуществ:

Диплом о повышении квалификации «Психолог-консультант в системно-феноменологическом подходе»

В первый модуль обучения включена обязательная личная и групповая терапия

Прохождение практики под руководством экспертов с опытом  более 20 лет

Диплом международного образца для иностранных граждан

Возможность вступить в ассоциацию экспертов МАССКиФ

Хотите освоить системно-феноменологический подход, переходите по ссылке и регистрируйтесь на обучение в ИСТиК. 

Мы будем рады видеть Вас в стенах нашего Института!

Автор статьи: Светлана Васьковская

Поделиться записью


Мы можем вам
перезвонить