Личностный рост как развитие осознанности
А.С. Андреев
УДК 159.923
1. Введение
В актуальности темы личностного роста можно выделить два аспекта: общечеловеческий и научный. В контексте первого аспекта актуальность данной темы растёт с усугублением антропологического кризиса, являющегося в то же время антропогенным [1]. В научном контексте актуальна проблема понимания сути и движущих сил личностного роста. С. Мадди обозначает её как дилемму между адаптацией и трансценденцией, обусловленной самоактуализацией ([11], с.196-197). Проблеме личностного роста мы уже посвятили ряд предыдущих статей [3-5] и монографию [7]. Целью данной работы является выявление и описание основных этапов и стадий личностного роста на основе развития осознанности с позиций авторского интегративного системно-процессуального подхода [2,7]. Суть личностного роста мы связываем с развитием осознанности личности.
2. Интегративная модель личности
Мы рассматриваем личностный рост как совокупность изменений личности в направлении адаптации, экологичной самореализации и осознанной целостности [4]. Вслед за К. Роджерсом [15], Ф. Перлзом [20] и рядом других авторов мы полагаем, что эти изменения обусловлены развитием осознанности. Процесс личностного роста как процесс осознания психического пространства (см. п. 3) удобно проследить на основе предложенной нами интегративной модели личности, схематически представленной на рис. 1.
Психическое пространство личности разделено на три компонента в соответствии с тремя символическими областями внешней среды. Область I символизирует природную физико-биологическую среду (в пределах личности – её психобиологический компонент), область ІІ – социальную среду (в пределах личности – её психосоциальный компонент), и область ІІІ – духовную среду (в пределах личности – её психодуховный компонент). Плоскость α разграничивает между собой области І и ІІ, а плоскость β – области ІІ и ІІІ. Плоскости γ и δ обозначают границы между личностью и внешней средой, соответственно, в биологической и духовной областях. Во всех трёх областях представлена описанная ниже динамичная слоистая структура личности. Эту структуру мы подразделяем на эндопсихику, обеспечивающую внутренние психические процессы личности, и экзопсихику, обеспечивающую взаимодействие личности с внешним миром.
В центре динамической структуры личности находится универсальная Сущность 1. Это – гипотетическая универсальная общечеловеческая суть; она может соответствовать юнговскому архетипу Самости. Сущность является центральным стержнем остальных юнговских архетипов 2, оплетающих её, подобно волокнам, и «прорастающих», согласно К.Г. Юнгу [18], из биологического в духовное. Сущность вместе с архетипами составляет универсальную (коллективную) основу личности.
Рис. 1. Интегративная модель личности: 1 – универсальная Сущность; 2 (затемнённая кнаружи область) – архетипы; 3 – экзистенциальная (индивидуальная) сущность личности; 4 – эндопсихика; 5 – экзопсихика; 6 – контактный слой; 7 – граница контакта с внешней средой. Пояснения даны в тексте.
Эта основа образует канал, пронизывающий все слои индивидуальной составляющей личности. Концы этого канала расширяются, выходя за пределы личности и растворяясь в природной и духовной среде. Самым внутренним слоем индивидуальной части личности является индивидуальная (или экзистенциальная) сущность 3, определяемая индивидуальным соотношением архетипов и влиянием внешних событий, опосредованных вышележащими слоями личностной структуры. Индивидуальная сущность 3 вместе с универсальной основой (1 и 2) образует ядро психики. Индивидуальную сущность 3 окружает внешний слой эндопсихики 4. Его содержание составляют интероцептивные ощущения, сновидения и их переживания, представления о своих душевных процессах и т.п. Формирующиеся в силу необходимости функциональные системы, являющиеся подсистемами эндопсихики, мы, вслед за А.Ф. Лазурским [10], называем эндокомплексами. Примерами эндокомплексов могут быть система представлений о своём внутреннем мире, комплекс переживаний своей внутренней жизни, задатки, темперамент и проч. Далее находится внутренний слой экзопсихики 5, являющийся аналогом внешнего слоя эндопсихики 4. В нём формируются такие экзокомплексы, как способности, система ценностей и смыслов и пр. Сложные комплексы, представленные одновременно в эндо- и экзопсихике (например, характер), мы назвали интегративными комплексами. Далее кнаружи находится слой 6, обеспечивающий непосредственный контакт личности с внешним миром. Мы назвали его контактным слоем. Экзокомплексами контактного слоя являются черты характера, аттитюды, роли, навыки общения, стереотипы поведения и т.д. Внешняя граница контактного слоя 7 представляет собой границу, через которую осуществляется взаимодействие личности с внешним миром. В соответствии с терминологией гештальт-подхода [20], мы назвали её границей контакта. Она проницаема, и в то же время она отделяет организм от окружающего мира и служит своеобразным фильтром, отсеивающим ненужное. Существенно, что все границы между компонентами личности в нашей модели проницаемы и подвижны.
Мы полагаем, что психические процессы – перцептивные, аффективные, когнитивные процессы и деятельность – имеют место как в экзо-, так и в эндопсихике, включая ядро. Отсюда следует, что любая часть психики может быть как осознанной, так и не осознанной, локализация областей сознания и бессознательного индивидуальна, динамична и зависит от множества факторов. Все структурные компоненты представленной на рис. 1 модели являются динамичными и перманентно, хотя и с разной скоростью, изменяют свои характеристики. Это обусловливает индивидуальные особенности процесса развития осознанности и, следовательно, личностного роста.
В [7] показано, каким образом в предложенной нами интегративной модели могут быть представлены существенно различающиеся между собой модели личности, предложенные З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, В. Джеймсом, Р. Ассаджоли, С. Гингером, К. Левиным, Г. Олпортом и С. Мадди. В ней могут быть репрезентированы также модели А.Ф. Лазурского, В.С. Мерлина и многие другие.
3. Концепция личностного роста
Мы определяем личностный рост как совокупность изменений личности в направлении адаптации, экологичной самореализации и осознанной целостности [4]. Мы используем понятие «личностный рост», поскольку под «развитием личности» часто понимают онтогенетическое развитие личности, преимущественно зависящее от наследственных механизмов и факторов среды. При исследовании же личностного роста мы обращаем внимание на процессы, обусловливающие упомянутые в п. 2 изменения, прежде всего, у взрослого человека, хотя подобные механизмы могут иметь место и у детей. Заметим, что такая трактовка личностного роста соответствует оригинальной трактовке понятия «личностный рост», введённого К. Роджерсом [15].
Мы связываем личностный рост, прежде всего, с развитием осознанности, т.е. с расширением осознаваемой части личности и отражаемой ею части внешнего мира, а также с углублением степени осознания. Такой взгляд соответствует принятому в советской психологии представлению о связи развития личности с развитием её сознания, субъектно-деятельностному подходу С.Л. Рубинштейна [16], а также концепции гештальт-терапии [20] и ряда других психологических направлений.
Наличие психобиологического, психосоциального и психодуховного компонентов личности (см. п. 2) позволяет говорить о трёх взаимосвязанных компонентах личностного роста: телесном, социальном и духовном.
Ниже описаны выделенные нами основные этапы личностного роста. Используя результаты наших наблюдений и собственный психотерапевтический опыт, мы рассматриваем наиболее вероятную изначальную локализацию осознаваемой области и её дальнейшее расширение в условном пространстве представленной на рис. 1 модели личности. Существенным подспорьем нам послужили выделенные В.М. Бехтеревым [8] этапы развития сознания.Этапы личностного роста:
- Пред-адаптация: различение «я» — «не я»: характерно исследование своих физических границ (связано с осознанием границы контакта). Первые признаки сознания связаны, согласно В.М. Бехтереву [8], с осознанием границы между собой и окружающим миром. В мотивационно-потребностной сфере при этом доминирует удовлетворение витальных потребностей.
- Первичная психофизиологическая адаптация: характерно осознавание биологических (витальных) потребностей (связано с осознаванием в контактном слое на биологическом уровне). Процесс осознавания связан, прежде всего, с развитием внимания и ощущений. Примат адаптации к среде, зависимость от которой чрезвычайно велика, порождают эгоизм и внешний локус контроля.
- Первичная социальная адаптация: осознавание отношений с окружающими (связано с осознаванием в контактном слое на социальном уровне). Осознавание объектов внешнего мира направлено на их соотношение и взаимодействие, что дополняется осознаванием межличностных отношений. Развивается и эмоциональная сфера, определяющая восприятие и поведение. Значимость мнения окружающих способствует развитию конформизма и частичному подавлению естественного спонтанного самовыражения. На передний план выходит адаптация к социальной среде. Поверхностность восприятия отношений приводит к их частичной ритуализации.
- Первичная ценностно-смысловая адаптация: ценностно-смысловая ориентация (связана с осознаванием во внутреннем слое экзопсихики). Всё больше осознаются актуальные отношения с внешней средой, отражённые во внутреннем слое экзопсихики после прохождения через границу контакта и контактный слой. Экзокомплексы контактного слоя (в частности, аттитюды, роли, стереотипы и т.п.) играют при этом роль своеобразного фильтра. В результате формируются внутренняя картина мира, мотивы, цели и прочие компоненты внутреннего слоя экзопсихики. Они и отношения между ними частично осознаются. В связи с этим осознание ощущений отступает на задний план. Локус контроля несколько смещается внутрь. Социальная адаптация проявляется в сдерживании естественных спонтанных проявлений.
- Актуализация творчества: явные творческие проявления (осознавание развивается во внутреннем слое экзопсихики и проникает в эндопсихику). Во внутреннем слое экзопсихики продолжают развиваться внутренняя картина мира, ценностно-смысловые и мотивационно-деятельностные комплексы, что способствует развитию креативности. Начинает проявляться самоактуализация на уровне интеллектуальных конструктов и выражения образов.
- Эмоциональное и интеллектуальное творчество: эмоциональное раскрытие глубинных образов (эндопсихическое осознавание эмоций, эмоциональное проявление в общении и самореализация на бытовом уровне) и творческое развитие интеллектуальных конструктов. Развитие внимания приводит к осознанию интеллектуальных интерпретаций ещё осознаваемых ощущений, отношений и их переживаний. Значимы эмоциональные переживания интерпретаций актуальных событий. Снижение искажающего влияния интерпретаций способствует конгруэнтности восприятия, психологической гибкости и адаптации. Креативность проявляется в форме создания произведений искусства и интеллектуального творчества.
- Творческая и экологичная адаптация: осознавание взаимосвязей (интеграция на уровнях внешнего слоя эндопсихики и экзопсихики), развитие осознанной саморегуляции и экологичности. Осознание ощущений, эмоций и чувств вне интеллектуальных интерпретаций сопровождается всё более открытым их проявлением [15], углублением отношений и большей самореализацией. Более адекватно воспринимаются чужие эмоции. Развиваются толерантность и доброжелательность к себе и другим, самоуважение и эмоциональная сензитивность. Всё это создаёт дополнительные ресурсы адаптации. Помимо творческой деятельности, самореализация начинает всё больше проявляться в обыденных отношениях и действиях. Сензитивность содействует развитию произвольной саморегуляции, что, в свою очередь, способствует гармонизации психики, адекватности и толерантности по отношению к себе и окружающим, а также осознанности, ответственности и экологичности поведения. Осознание взаимосвязей между эндопсихикой и экзопсихикой способствует их развитию и динамичности, что благоприятствует проявлению естественной спонтанности и креативности, принятия себя и самоуважения, а также способствует развитию самодостаточности и повышению устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Растёт способность принимать на себя ответственность за свои действия и своё состояние. Самопознание и самореализация, характерные для этого этапа, могут стимулировать стремление к дальнейшему саморазвитию.
- Глубинное творчество и перестройки личности: раскрытие глубинных образов (осознавание экзистенциальных и архетипических проявлений во внешнем слое эндопсихики) обусловливает перестройку внутриличностных взаимосвязей, что может приводить к временному кризису личностного роста. Избежать его можно, развивая осознание взаимосвязей между компонентами психики в контексте отношений с внешним миром. Изменения в направлении осознанной целостности всё отчётливее проявляются в более целостном самовосприятии субъекта. Это ведёт к совершенствованию отношений с внешним миром и самовыражения по сравнению с докризисным периодом. Развивается эмоциональная и сенсорная сензитивность. Переориентация на осознание своего внутреннего мира способствует сокращению дефицитарных потребностей и развитию бытийных (см. [13]). Активируется самоактуализация личности.
- Экзистенциальный этап: погружение в себя, связанное с осознаванием своей экзистенциальной индивидуальной сущности. На уровне эндопсихики это осознавание может сопровождаться экзистенциальными переживаниями своей уникальности, ценности жизни и т.п. На уровне экзопсихики оно может проявляться как осознание своего предназначения в жизни, глубинной близости с природой и людьми, любви к ним, видении прекрасного и т.п. Возможны трансцендентные переживания, инсайты и изменение системы личных ценностей и смыслов. Для мотивации перехода на этот этап внешних стимулов недостаточно, необходимо явное стремление к самопознанию и саморазвитию. Проявление экзистенциальной сущности является сутью самореализации. Взаимодействие с миром активизируется именно в его творческом аспекте. Жизнь становится яркой, насыщенной, но нестабильной вследствие несбалансированности системы архетипов.
- Архетипический этап: последовательное осознавание отдельных архетипов в ходе процесса индивидуации. Специфика переживаний архетипического уровня обусловлена тем, какой именно архетип переживается. Эти переживания подробно описаны Юнгом, и мы здесь на них не будем останавливаться. Выход архетипов за пределы индивидуальной психики, связанный с их всеобщим, «коллективным» по выражению К.-Г. Юнга [18], характером, существенно повышает вероятность трансцендентных переживаний.
- Этап внутренней интеграции: осознанное переживание собственной целостности (осознавание Сущности на основе интеграции архетипов). Осознание архетипов способствует осознанию и гармонизации существующих между ними взаимосвязей и их интеграции. Гармонизируются проявления системы архетипов. Происходит осознанное проникновение в Сущность и трансценденция с потерей своего «я» и, вместе с тем, с сохранением осознанности и переживанием единения со всем сущим.
- Этап внешней интеграции: целостное осознанное бытие в мире. Внутренняя гармония распространяется вовне. Органично сочетаются обычное взаимодействие личности с миром через границу контакта и трансцендентное, осуществляемое посредством коллективного компонента психики (1 и 2 на рис. 1). Предположение о такой возможности может оказаться основой для объяснения давно описанных [9], но не получивших пока убедительной научной интерпретации явлений телепатии, ясновидения и т.п., являющихся предметом трансперсональной психологии. Осознанная Сущность, проявляясь через все остальные слои психики, гармонизирует их. В результате часть психических комплексов становится ненужной и вследствие этого распадается. Общение такой личности становится предельно простым, открытым, мудрым, гармоничным и исполненным любви ко всему сущему. Целостная осознанная личность реализует себя самым естественным, гармоничным и экологичным образом. Полнота осознанности приближает её адаптивные способности, самореализацию, отношения и т.п. к совершенству.
4. Обсуждение
Итак, главным направлением личностного роста является постепенно углубляющееся осознание все новых слоёв и разнообразных составляющих психики, относящихся к её психобиологическому, психосоциальному и психодуховному компонентам. В описанной выше последовательности личностного роста можно заметить чередование экстравертированности и интровертированности личности при переходе её от одного этапа к другому. Подобное чередование имеет место и в модели онтогенетического развития, разработанной Д.Б. Элькониным [17]. На завершающем этапе в нашей модели обе тенденции гармонизируются, динамически уравновешивая друг друга. Некоторая гармонизация имеет место и на восьмом этапе, что может стать препятствием для дальнейшего личностного роста.
В интервале от первого приблизительно по четвёртый этап основной движущей силой личностного роста является адаптация. С четвёртого этапа потребность в адаптации постепенно снижается вследствие своей удовлетворённости и возрастает значение самореализации. На седьмом и, особенно, восьмом этапах самореализация приносит удовлетворение. Возможно, самореализация запускается инстинктивными механизмами, в современной этологии связываемыми с комплексами фиксированных действий (КФД) [14]. Механизмы самореализации проявляются в основном тогда, когда перестают доминировать КФД, связанные с потребностями в адаптации, что согласуется с [12]. На восьмом этапе человек становится самоактуализировавшейся личностью. Дальнейший рост личности обусловлен не столько инстинктивными механизмами (КФД), сколько осознанным стремлением к совершенствованию, требующим определённых усилий. Примечательно, что этапы личностного роста, связанные с действием КФД, очень близки к этапам развития личности в онтогенезе, особенно – с описанными Э. Эриксоном [19]. Отсюда следует существование общих закономерностей развития личности, независимых от того, какие механизмы и условия обусловливают это развитие. Тогда личностный рост и онтогенетическое развитие можно рассматривать как два аспекта единого процесса развития личности. Причём онтогенетическое развитие является основой, образно выражаясь – почвой, на которой происходит личностный рост.
Перечисленные выше 12 этапов личностного роста можно сгруппировать в три стадии: (1) адаптации, (2) самореализации и (3) осознанной целостности (осознанного самосовершенствования, трансценденции). Таково предлагаемое нами разрешение спора о том, что является главным показателем зрелости личности: её адаптация или самореализация и трансценденция ([11], стр. 196-197). Однако адаптированная к социуму личность уже считается зрелой, поэтому можно говорить о выделенных нами стадиях развития как стадиях зрелости. Выделенные нами стадии личностного роста, как и двенадцать составляющих их этапов, в значительной степени проникают друг в друга. Таким образом, стадия определяется доминированием соответствующего её названию процесса.
Итак, процесс адаптации начинается с биологической адаптации. Затем на неё накладывается социальная адаптация и, вслед за ней, самореализация, имеющая, прежде всего, социально-культурную направленность. Лишь самые высокие формы самореализации связаны с проявлением ядра психики и приобретают благодаря этому духовную составляющую. Трансценденция имеет преимущественно духовную окраску, хотя может содержать в себе компоненты биологического и социокультурного характера. Развитие дифференциации психики и личностной структуры приводит в конечном итоге к осознанной целостности личности. Эту закономерность можно рассматривать как проявление энантиодромии.
С учетом возможности существенных индивидуальных различий в порядке осознания элементов рассмотренной структуры личности, последовательность и содержание описанных выше этапов личностного роста являются весьма условными. При этом особенности прохождения одного этапа неизбежно сказываются на особенностях прохождения всех сопутствующих и последующих этапов.
Сопоставим выделенные нами этапы личностного роста со стадиями личностного роста, выделенными К. Роджерсом [15]. Первая стадия Роджерса приблизительно соответствует третьему этапу в нашей схеме. Седьмая стадия Роджерса соответствует нашему восьмому этапу. Нетрудно проследить аналогии на всех промежуточных этапах, хотя прямого соответствия не наблюдается, поскольку использовались различные критерии: у нас – осознанность, а у Роджерса – конгруэнтность. Отметим также согласование последовательности полученных этапов личностного роста с последовательностью удовлетворения потребностей в известной схеме («пирамида потребностей») А. Маслоу [12] .
Вследствие упомянутого выше неповторимо индивидуального характера процесса осознания невозможно сравнивать между собой осознанность двух людей. Различия могут касаться как отдельных объектов осознания, так и их совокупности, а также степени осознания. К тому же осознание объекта данной личностью может меняться во времени. Всё это затрудняет диагностику осознанности. Однако эта диагностика не имеет первостепенного значения в ходе практического содействия личностному росту клиента, определяющегося преимущественно ситуативной спецификой процесса клиент-терапевтического взаимодействия. Психотерапевтическим аспектам личностного роста и его ресурсам мы предполагаем посвятить отдельную статью.
Итак, основным итогом данной работы можно считать выявление закономерных этапов и стадий личностного роста на основе распространения и развития осознанности в психическом пространстве личности.
Список использованной литературы
- Андреев, А.С. Развитие экологического сознания посредством психологических тренингов. / А.С. Андреев // Материалы конференции «Дни Петербургской философии». Тезисы и статьи секции: «Новый век: гармония природы и интеллекта». – СПб, 2008. – С. 60-68.
Andreyev, A.S. Razvitie ekologicheskogo soznanija posredstvom psihologicheskih treningov. / A.S. Andreyev // Materiialy konferentsii “Dni Peterburgskoj filosofii”. Tezisy I stat’I sektsii: “Novyj vek: garmonija prirody I intellekta”. – SPb, 2008 – S.60-68. - Андреев А.С. Авторский интегративный подход к содействию личностному росту: основные положения. // Горизонты образования – 2008, № 2 – C. 33-37.
Andreyev, A.S. Avtorskij integrativnyj podhod k sodejstviju lichnostnomu rostu: osnovnye polozhenija. / A.S. Andreyev // Gorizonty obrazovanija – 2008, № 2 — S. 33-37. - Андреев А.С. Интегративный подход к содействию личностному росту в условиях психологического тренинга: практическое приложение (I). // Горизонты образования. – 2010, № 2 – C. 145-150.
Andreyev, A.S. Integrativnyj podhod k sodejstviju lichnostnomu rostu v uslovijah psihologicheskogo treninga: prakticheskoe polozhenie (I). / A.S. Andreyev // Gorizonty obrazovanija – 2010, № 2 – S. 145-150. - Андреев А.С. Естественные предпосылки личностного роста. // Современные приоритеты практической психологии в образовании. Материалы V Крымской научно-практической конференции. / Составитель Кузьмина Р.И. – Симферополь – 2010 – C. 35-39.
Andreyev, A.S. Estestvennye predposylki lichnostnogo rosta. / A.S. Andreyev // Sovremennye prioritety prakticheskoj psyhologii v obrazovanii. Materialy V Krymskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. / Sostavitel’ Kuz’mina R.I. – Simferopol’ – 2010 – S. 35-39. - Андреев А.С. Методы фасилитации спонтанного развития личности. // Горизонты образования – 2010, №1 – C. 78-83.
Andreyev, A.S. Metody fasilitatsiji spontannogo razvitija lichnosti. / A.S. Andreyev // Gorizonty obrazovanija – 2010, №1 – S. 78-83. - Андрєєв А.С. Інтегративна модель особистості. // Актуальні проблеми психології: Збірник наукових праць Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України. – Т. Х. Психологія навчання. Генетична психологія. Медична психологія. – Вип. 19. – К., 2011. – С. 9–17.
Andreyev, A.S. Integratyvna model’ osobystosti. / A.S. Andreyev // Aktual’ni problemy psyhologiji: Zbirnyk naukovyh prats’ Instytutu psyhologiji imeni G.S. Kostjuka NAPN Ukrajiny – Vyp. 19. – К., 2011. – S. 9–17. - Андреев А.С. Психологическая природа и этапы личностного роста. // Горизонты образования. – 2012, №1 – C. 78-83
Andreyev, A.S. Psihologicheskaja priroda i etapy lichnostnogo rosta. / A.S. Andreyev // Gorizonty obrazovanija – 2012, №1 – S. 78-83 - Бехтерев В.М. Личность и условия её развития и здоровья. // В сб.: Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000. – С. 146-151.
Bekhterev V.M. Lichnost’ i uslovija ejo razvitija i zdorov’ja. / V.M. Bekhterev // V sb.: Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov./ Sost. L.V. Kulikov. – SPb., 2000. – S. 146-151. - Джан Р.Г. Нестареющий парадокс психофизических явлений: Инженерный подход. // ТИИЭР – 1982 – т. 70, № 3 – C. 63-104
Dzhan R.G. Nestarejuschij paradokc psihofizicheskih javlenij: Indzenernyj podhod. / R.G. Dzhan // TIIER – 1982 – t. 70, № 3 – S. 63-104 - Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – Петроград, 1922.
Lazurskij A.F. Klassifikatsija lichnostej. / A.F. Lazurskij – Petrograd, 1922. - Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб., 2002.
Maddi S.R. Teorii lichnosti: sravnitel’nyj analiz. / S.R. Maddi // — SPb., 2002. - Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е издание. – СПб, 2003.
Maslow A. Motivatsija I lichnost’. / A. Maslow, 3-e izdanie – SPb, 2003. - Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 1999.
Maslow A. Novye rubezhi chelovecheskoj prirody. / A. Maslow — М., 1999. - Менинг О. O поведении животных. Вводный курс. – М. 1982 – С. 63.
Mening O. O povedenii zhivotnyh. Vvodnyj kurs. – М. 1982 – С. 63. - Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.
Rodzhers K. Vzgljad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka. / K. Rodzhers // – М., 1994. - Рубинштейн С. Л. Вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Вопр. психол. – 1955. №1 – С. 6—17.
Rudinshtein S.L. Voprosy psihologicheskoj teorii. / S.L. Rubinshtein // Vopr. Psihol. – 1955. №1 – S. 6—17. - Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. – 1971. № 4. – С. 6-
El’konin D.B. K probleme periodizatsii psihologicheskogo razvitija v detskom vozraste. / D.B. El’konin // Vopr. Psihol. – 1971. № 4. – S. 6-20. - Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М., 1991.
Jung K.-G. Arhetip i simvol. / K.-G. Jung // – М., 1991. - Erikson E. The life cycle competed. – New York: Norton, 1982.
- Perls, F., Hefferline, R., Goodman, P. Gestalt Therapy: Excitement and Growth in the Human Personality. – Highland, NY: Copyright by The Gestalt Journal Press, 1994.
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ КАК РАЗВИТИЕ ОСОЗНАННОСТИ
Развитие осознанности личности положено в основу личностного роста. Рассмотрена авторская интегративная модель личности. На основе развития осознанности в контексте предложенной модели личности выделены и описаны 12 этапов личностного роста, объединённые в три стадии: адаптации, самореализации и осознанной целостности. Описаны и обоснованы основные закономерности процесса личностного роста. В частности, распространение осознания от периферии к ядру личности, сходство процессов личностного роста и онтогенетического развития личности, уменьшение этого сходства по мере развития осознанности, чередование периодов экстраверсии и интроверсии и проч.
Ключевые слова: осознанность, личность, модель, личностный рост, стадии, закономерности
PERSONAL GROWTH AS DEVEOPMENT OF AWARENESS
The development of personal awareness is taken as the sense of personal growth. The author’s integrative model of personality is considered. Twelve phases of personal growth were identified and described on this base as the result of awareness development. These phases were combined in three stages: adaptation, self-actualization and aware wholeness. Main features of a personal growth process are described and argued. Particularly: spreading of awareness from the periphery to the core of personality, similarity of personal growth and ontogenetic personal development, decrease of this similarity during the growth of awareness, alternation of extraversion and introversion periods and so on.
Keywords: awareness, personality, model, personal growth, stages, regularities.
Александр Сергееевич Андреев:
Тел.: +7 978 760 3144; E-mail: alan321@yandex.ru
Адрес:
п. Научный, д.3, кв. З. Бахчисарайского р-на, Республика Крым, Россия 298409
Место работы: Государственное бюджетное образовательноое учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский Инженерно-педагогический университет»
Должность: доцент кафедры психологии
Учёная степень: доктор психологических наук, кандидат физико-математических наук
Учёное звание: доцент кафедры психологии
Alexander S. Andreyev
Phone: +7 978 760 3144; E-mail: alan321@yandex.ru
Postal Address: Nauchny 3-3, Republic of Crimea, Russia 298409
Place of work: State Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea “ Criman Engineering and Pedagogical University”.
Position: assistant professor of Psychology Department.
Academic degree: Doctor of Psychology, PhD in Solar Physics
Academic rank: Associate Professor of Psychology Department