Работа с утратами: Новое качество жизни. Особенности метода Александра Рязанцева.
Рязанцев А.Н., практический психолог, гештальт-консультант, системный консультант, обучающий терапевт, коуч, бизнес-тренер; основатель Школы феноменологии, основатель и директор Института Системных Технологий и Консультирования (ИСТиК) в г.Санкт-Петербург; учредитель Института Социального Проектирования в Поддержку Семьи и Детства (ИСППСиД) в г.Санкт-Петербурге; ученик Хериберта Дёринг-Майера; действительный член Европейской ассоциации Супервизоров EASC c 2010 года; доктор философии PhD в области психологии (Оксфордская образовательная сеть); Санкт-Петербург, Россия, aryazancevru@yandex.ru.
Аннотация: научная статья об авторском феноменологическом интегрированном подходе, применяемом для консультации людей, переживающих утрату. Подход разработан психологом, гештальт-терапевтом Александром Рязанцевым, имеющим опыт работы более 30 лет. Благодаря авторскому подходу человек в процесс работы с утратой переходит от несогласия, чувства вины, гнева, боли к новому качеству жизни: эмоциональное состояние его становится гораздо лучше и появляется новый смысл жизни. Данный подход неоднократно применялся на практике консультирования и доказал свою эффективность.
Ключевые слова: феноменологический интегрированный подход, психологический метод, авторский метод, эмоциональное состояние людей, утрата, переживание утраты, острое горевание, психологическая практика, психология.
Человек, переживающий тяжелую утрату, может надолго задержаться в состоянии горевания, из которого крайне трудно выйти. У него ухудшается качество существования, не находятся новые смыслы жизни, рушится здоровье, теряются интересы к другим людям и к обществу. Он постепенно сужает сферу своей деятельности и может оказаться в депрессии. При этом многие известные или классические психологические методы приносят малоэффективные результаты. В работе с утратами во многих методах есть понятие периодичности переживания этапов, но нет закономерной зависимости с определенными эмоциями.
Например, психоанализ, являясь базовой психологической теорией, призывает прежде всего вывести пережитое из бессознательного в сознание. Это необходимо и при утрате. Но что с делать с горем, которое может “накрыть человека с головой” потом?
В гештальт-психологии нет понятия «перенятые чувства», которое есть в системно- феноменологическом подходе. Гештальт работает с чувствами человека и не учитывает, что они могут быть переняты от предков, но проживаться как собственные.
Когнитивно-поведенческая терапия, работая с установками, идеями человека о нем самом и мире, безусловно помогает посмотреть на себя со стороны и уже осознанно выбрать маршрут жизни. Но она почти не берет в расчет эмоции, которые являются огромной силой.
Транзактный анализ может научить управлять эго-состояниями: ребенок, родитель, взрослый, но он больше направлен на умение выстраивать отношения с другими людьми, быть осознано адекватным ситуации. А при работе с утратой необходимо больше внимания уделить взаимодействию между человеком и его собственным внутренним миром, который подвергся травмированию.
К этим выводам меня привел собственный 30-летний опыт в консультировании людей. Закономерные зависимости этапов горя с переживанием определённой эмоции я вывел в рамках собственной практики и готов ею делиться в предлагаемой мною технологии работы с утратами.
Моя авторская технология доказала свою состоятельность в психологической практике и продвинула работу терапевтов в зоне проекций, интроектов и работе с базовыми эмоциями. По ней в моем Институте Системных Технологий и Консультирования разработаны и ежегодно проводятся программы обучения специалистов с целью повышения их квалификации и профессиональной переподготовки. Я на практике проконсультировал более 100 000 человек и увидел результативность своего феноменологического интегрированного подхода.
Актуальность исследования феномена утраты обусловлена появлением новых методов консультирования, которые были недостаточно глубоко изучены в психологической практике. К сожалению, люди часто теряют своих близких, случаются массовые трагедии. Необходимо качественно сопровождать и помогать тем, кто находится в состоянии горевания, переживает утрату. В этом может быть полезен метод феноменологического интегрированного консультирования, который позволяет работать с чувствами и феноменами человека. Данный метод уже применялся мной в работе с массовым горем в Видяево (подводная лодка «Курск», 2000 г.)
Объект исследования: авторская технология, позволяющая консультировать и оказывать помощь в социальной адаптации людей, переживающих состояние утраты и острого горевания.
Предмет исследования: эмоциональное и психологическое состояние людей, переживающих состояние утраты и острого горевания.
Гипотеза исследования: феноменологический интегрированный метод консультирования обеспечивает эффективное психологическое и мотивационное сопровождение социализации людей в состоянии горевания. Кроме того, метод формирует у данной категории людей мотивационные, волевые, эмоциональные качества и помогает применять их в текущих жизненных условиях.
После проведенного исследования феноменологического интегрированного подхода в консультировании, был сделан вывод о его высокой эффективности.
При прохождении программ реабилитации и психотерапевтических сессий по моей технологии за 9 лет исследований положительный результат был обнаружен у 83% клиентов.
Диагностическими критериями были выбраны:
самооценка, принятие решений, тревожность,
стрессоустойчивость, последовательность в выстраивании намеченных планов в соответствии с решениями, принятыми для самореализации до утраты и после нее.
Результатами многолетней практики в моем авторском подходе в консультировании можно считать то, что обратившиеся ко мне за консультацией люди, уходили с нее с положительным результатом, их качество жизни менялось кардинально.
Данные исследования представлены в таблице:
Для проведения исследования использовались:
- Тест на уровень ТРЕВОЖНОСТИ Ч.Спилбергера-Ханина.
Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
- Тест на СТРЕСС и ДЕПРЕССИЮ, разработанный Чарльзом Спилбергером, и адаптированный О.М. Радек
Данный тест предназначен для диагностики нервной и эмоциональной напряженности. Он представляет собой классический опрос, состоящий из 80 вопросов, формирующих 8 различных шкал:
- Интенсивность любознательности (ИНТЕРЕС)
- Интенсивность агрессии (АГРЕССИЯ)
- Интенсивность тревоги (ТРЕВОГА)
- Интенсивность депрессии (ДЕПРЕССИЯ)
- Частота любознательности (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ)
- Частота агрессии (АГРЕССИВНОСТЬ)
- Частота тревоги (ТРЕВОЖНОСТЬ)
- Частота депрессии (ДЕПРЕССИВНОСТЬ)
В чем уникальность моей технологии?
На протяжении более чем 30 лет я работаю с чувствами и феноменами поведения людей.
Всем известны 11 базовых эмоций, которые описал Кэррол Э. Изард. Они от природы заложены в нас и «считываются» нами же неосознанно. Они давно изучены и описаны в учебниках по психологии эмоций. Однако ни в одном учебнике не описан процесс «жизни» каждой эмоции и сопровождающих ее вторичных эмоций, названных мною «свитой».
У каждой эмоции в той или иной жизненной ситуации у человека возникает одна базовая эмоция и, если она не пережита, возникает как минимум три вторичных эмоции в «свите», которые не пускают человека в боль и становятся на страже безопасности его психики.
Следующая схема иллюстрирует процесс переживания человеком утраты:
В процессе консультирования психологу необходимо привести человека к согласию с потерей. Согласиться – значит пережить душевную боль. Пережить душевную боль – значит столкнуться с горькой печалью. А встретившись с горькой печалью, надо разозлиться. Этот механизм настолько сильный и непривычный для самого человека, что, конечно, он не хочет с ним встречаться.
От несогласия возникает печаль с жалостью, а из-за отсутствия гнева появляется обида и беспомощность, и, конечно, вина. Вина сильно привязывает человека к процессу горевания. Человеку трудно определить, в чем состоит конкретно его вина перед потерей и перед собой. Вина перед собой более сложная, она держит человека в круге печали, боли, утраты.
Благодаря моему опыту работы с людьми, переживающих горе, в 78% оказывалось, что как только человек говорил: « Я себя прощаю», — и знал за что, и мог выразить эту вину и пережить ее в ходе наших с ним встреч, найти и выразить прощение себе за эту вмененную себе самому вину, его жизнь снова становилась свободной, раскрытой, наполненной. Качество жизни мгновенно менялось. На консультацию или расстановку приходил один человек, а уходил другой, с другим выражением лица и переживающий другие мета-чувства любви и согласия. Он начинал чувствовать себя иначе. Это можно было отследить по легкости в теле, желанию творить, искать встреч, меньше беспокоиться о том, что будет дальше, строить четкие, ясные планы на будущее.