Работа с утратами: несогласие. Особенности метода Александра Рязанцева. Рязанцев А.Н.
Рязанцев А.Н., практический психолог, гештальт-консультант, системный консультант, обучающий терапевт, коуч, бизнес-тренер; основатель Школы феноменологии, основатель и директор Института Системных Технологий и Консультирования (ИСТиК) в г.Санкт-Петербург; учредитель Института Социального Проектирования в Поддержку Семьи и Детства (ИСППСиД) в г.Санкт-Петербурге; ученик Хериберта Дёринг-Майера; действительный член Европейской ассоциации Супервизоров EASC c 2010 года; доктор философии PhD в области психологии (Оксфордская образовательная сеть); Санкт-Петербург, Россия, aryazancevru@yandex.ru.
Аннотация: научная статья о несогласии людей с переживаемой утратой/трагедией. В статье раскрывается тема авторского феноменологического интегрированного подхода, применяемого для консультации людей, столкнувшихся с утратой. Подход разработан психологом, гештальт-терапевтом Александром Рязанцевым, имеющим опыт работы более 30 лет. Благодаря авторскому подходу человек в процесс работы с утратой переходит от несогласия, чувства вины, гнева, боли к новому качеству жизни: находит смыслы, вдохновение, цели и силы жить здесь и сейчас. Результативность подхода подтверждена более 100 000 человек, работавших с А. Рязанцевым.
Ключевые слова: несогласие, утрата, острое горевание, феноменологический интегрированный подход, психологический метод, авторский метод, эмоциональное состояние людей, переживание утраты, психологическая практика, психология.
Актуальность исследования феномена утраты обусловлена появлением новых методов консультирования, которые были недостаточно глубоко изучены в психологической практике. К сожалению, люди часто теряют своих близких, случаются массовые трагедии. Необходимо качественно сопровождать и помогать тем, кто находится в состоянии горевания, переживает утрату. В этом может быть полезен метод феноменологического интегрированного консультирования, который позволяет работать с чувствами и феноменами человека, освободиться от несогласия, гнева и боли. Данный метод уже применялся мной в работе с массовым горем в Видяево (подводная лодка «Курск», 2000 г.)
Объект исследования: авторская технология, позволяющая консультировать и оказывать помощь в социальной адаптации людей, переживающих состояние утраты и острого горевания.
Предмет исследования: эмоциональное и психологическое состояние людей, переживающих состояние утраты и острого горевания.
Гипотеза исследования: феноменологический интегрированный метод консультирования обеспечивает эффективное психологическое и мотивационное сопровождение социализации людей в состоянии горевания и помогает освободиться от несогласия с потерей.
После проведенного исследования феноменологического интегрированного подхода в консультировании, был сделан вывод о его высокой эффективности. Было проконсультировано более 100 000 человек, которые изменили жизнь к лучшему.
При прохождении программ реабилитации и психотерапевтических сессий по моей технологии за 9 лет исследований положительный результат был обнаружен у 83% клиентов.
Диагностическими критериями были выбраны:
- самооценка, принятие решений, тревожность,
- стрессоустойчивость, последовательность в выстраивании намеченных планов в соответствии с решениями, принятыми для самореализации до утраты и после нее.
Любой человек, столкнувшийся с горем, потерей близкого, будет проходить этапы по восстановлению после трагедии.
Это постепенный процесс.
1 этап восстановления – это воспоминания и боль.
Человек вспоминает моменты, связанные с близким.
«Помню, как мы встретились…
Какими были наши совместные поездки….
Мне его так не хватает….» – это точка трагедии.
В этой точке трагедии существует боль, от которой человек пытается освободиться и включается механизм отрицания, избегания:
«Нет, такого не может быть. Это не могло случиться со мной. Я не согласен!»
Примером утраты также служит расставание с человеком/развод, что можно даже приравнять к утратам первого порядка. Смена социальной роли из «замужней женщины»/«женатого мужчины» в «одинокого человека» — большая потеря, с которой люди часто не соглашаются. Они не готовы изменить свою социальную роль, начать жизнь с чистого листа, взять на себя ответственность за совершение определенных действий.
Почему человек выбирает отрицание?
Потому что сильно боится переживать боль. Принцип отрицания – это принцип избегания боли.
Опасность такого состояния велика. Если продолжать избегать боли, можно застрять на этом этапе надолго, так и не начав «дышать свободно».
Выходом из критической ситуации служит: СОГЛАСИЕ — это залог «выздоровления». Необходимо согласиться с потерей и принять боль. Если человека правильно поддерживают близкие, или он обратился к специалисту, то ему легче пережить этот этап.
В процессе консультирования психологу необходимо привести человека к согласию с потерей. Согласиться – значит пережить душевную боль. Пережить душевную боль – значит столкнуться с горькой печалью. А встретившись с горькой печалью, надо разозлиться. Этот механизм настолько сильный и непривычный для самого человека, что, конечно, он не хочет с ним встречаться.
От несогласия возникает печаль с жалостью, а из-за отсутствия гнева появляется обида и беспомощность, и, конечно, вина. Вина сильно привязывает человека к процессу горевания. Человеку трудно определить, в чем состоит конкретно его вина перед потерей и перед собой. Вина перед собой более сложная, она держит человека в круге печали, боли, утраты.
Продуктом и результатом моего практического опыта, исследования, поиска форм работы с людьми, понесшими утрату, стала собственная книга «Жизнь – как череда утрат и приобретений». В ней изложен алгоритм проживания утрат разного порядка. Она полезна и психологам, и консультантам, и медицинским работникам, службам спасения, и простым людям.
В процессе консультирования психологу необходимо привести человека к согласию с потерей. Согласиться – значит пережить душевную боль. Пережить душевную боль – значит столкнуться с горькой печалью. А встретившись с горькой печалью, надо разозлиться. Этот механизм настолько сильный и непривычный для самого человека, что, конечно, он не хочет с ним встречаться.
От несогласия возникает печаль с жалостью, а из-за отсутствия гнева появляется обида и беспомощность, и, конечно, вина. Вина сильно привязывает человека к процессу горевания. Человеку трудно определить, в чем состоит конкретно его вина перед потерей и перед собой. Вина перед собой более сложная, она держит человека в круге печали, боли, утраты.
Благодаря моему опыту работы с людьми, переживающих горе, в 78% оказывалось, что как только человек говорил: « Я себя прощаю», — и знал за что, и мог выразить эту вину и пережить ее в ходе наших с ним встреч, найти и выразить прощение себе за эту вмененную себе самому вину, его жизнь снова становилась свободной, раскрытой, наполненной. Качество жизни мгновенно менялось. На консультацию или расстановку приходил один человек, а уходил другой, с другим выражением лица и переживающий другие мета-чувства любви и согласия. Он начинал чувствовать себя иначе. Это можно было отследить по легкости в теле, желанию творить, искать встреч, меньше беспокоиться о том, что будет дальше, строить четкие, ясные планы на будущее.
Продуктом и результатом моего практического опыта, исследования, поиска форм работы с людьми, понесшими утрату, стала собственная книга «Жизнь – как череда утрат и приобретений». В ней изложен алгоритм проживания утрат разного порядка. Она полезна и психологам, и консультантам, и медицинским работникам, службам спасения, и простым людям.
ССЫЛКА НА СЕМИНАР «Работа с горем и утратами в расстановках»