Подростковый кризис: как преодолеть?
85% детей думали о самоубийстве.
80% суицидов были совершены на почве конфликтных отношений с близкими людьми.
Пугающая статистика…
Почему дети задумываются о суициде?
Почему они не видят понимания родителей, не чувствуют поддержку?
Проблемы в школе, появление вредных привычек, ссоры со сверстниками, неразделенная любовь… — это далеко не весь список трудностей подросткового периода.
Как помочь ребенку преодолеть подростковый кризис?
В статье узнаете:
- Подростковый суицид: что движет ребенком? История мальчика Миши
- 2 сложных периода в жизни подростка
- Как помочь ребенку выйти из подросткового кризиса? Советы системного гештальт-психолога
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ЗАДУМЫВАЕТСЯ О СУИЦИДЕ?
Виной всему — гнев.
Многие дети хотят этим поступком привлечь внимание взрослых, «достучаться» до них. В этом случае они тщательно готовятся и рассчитывают все нюансы.
К примеру, ребенок знает, что мама или папа приходят во столько-то, а в петле он может провисеть две с половиной или три минуты, пока его не увидят и не спасут.
Показательна история мальчика Миши, который посещал консультации системного гештальт-консультанта Александра Рязанцева, в то время, когда он еще работал психологом в школе:
Дома у Миши была cложная ситуация: папа всех тиранил, поднимал руку, мама от него не уходила, старший брат сел в тюрьму. На этом фоне мальчик перестал посещать занятия в школе, грубил, плохо себя вел. Между Мишей и родителями была стена непонимания и частые конфликты. Мальчик был агрессивным и подавленным одновременно, не хотел жить. Он гневался на отца за то, что тот деспот, и на мать за то, что она и защитить Мишу не могла, и с мужем разводиться не хотела. Для того, чтобы обратить на себя внимание родителей, мальчик учудил такое: собрались подростки, гуляют, пиво пьют, и он им говорит:
– Давайте вот это сделаем!
– Не хотим, – отвечают они.
– Ах, не хотите, ну тогда я сейчас повешусь!
Тут он снимает ремень, привязывает его к ветке и вешается у всех на глазах. Ребята, конечно, его тут же снимают, как следует дубасят за такое представление и предупреждают: «Чтобы больше мы тебя здесь никогда не видели!».
С этой-то историей мама Мишу и привела ко мне. Подросток тогда объяснил случившееся так: «А что мне было делать, если они меня не слушают?!».
Миша ходил ко мне примерно год. Мы работали с его внутренним гневом, обидой, не принятием ситуации и др. Мальчик осознал, что ценой собственной жизни хотел изменить поведение родителей, но это ни к чему не привело. Поэтому Миша занялся своей жизнью. Через некоторое время после завершения нашей работы я встретил его маму и спросил:
– Как там Миша?
– За Мишу я спокойна. Он уехал учиться, так что за него я теперь не переживаю.
Так мальчик ушел из той проблемной ситуации, которая сложилась в семье, и его жизнь наладилась.
Мальчику повезло, что его спасли.
Но, к сожалению, часто спасителей не находится, и ломаются судьбы людей. С одной стороны, здесь есть утрата, а с другой – огромный стыд, что ребенок так ушел из жизни. Родители, которые так потеряли своего ребенка, невольно связывают его решение с собой («Мы плохие родители, не воспитали правильно» и т.д.)
Системный гештальт-психолог в этом случае помогает справиться с утратой и убрать стыд человека.

Помочь ребенку (или родителям ребенка, если вы психолог, социальный работник) преодолеть подростковый кризис.
Научиться договариваться.
Достичь согласия и любви не сложно.
Прослушайте авторскую лекцию Александра Рязанцева «Родительские страхи. Как не перейти границы в контроле подростка?»:
2 ПЕРИОДА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1 период: с 9 до 12 лет (младшие подростки)
Этот период имеет следующие черты:
- Подросток считает ответственными родителей за то, что с ним происходит. Поэтому все конфликты и неудачи ребенок соотносит с ними.
- Проблемы подростка связаны со страхами и с принятием себя в новом теле, росте и т.д. У ребенка либо может не хватать энергии, либо он, наоборот, очень активен.
- Этот подростковый период более мягкий, чем второй, проблем у ребенка не так много.
2 период: с 12 до 14 или с 12 до 16 лет
Поведение подростка в данный период:
- Происходит отделение от родителей, появляется желание быть независимым.
- Подросток никому не сочувствует. И призывать его к этому бессмысленно. В ответ от ребёнка можно получить несогласие: «И что?»
- Обостряется негативизм, подросток начинает все отрицать и становится скрытным. Он не хочет делиться переживаниями с родителями. Часто между подростком и родителями можно слышать такой диалог:
-У тебя точно все хорошо?
-Да, все нормально, отстаньте уже!
- Появляются страхи перед будущим. Варианты могут быть разные:
«Я не успел подготовиться к контрольной, получу двойку, и меня накажут …»
«Мои одноклассники опять меня обидят и будут издеваться…»
и т.д.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС?
- Будьте чуткими
Малейшие эмоциональные колебания отражаются на интересах ребенка, на учебе, на контакте с родителями и т.д.
Наблюдайте за поведением своего ребенка: нет ли излишнего уныния, снижения успеваемости в школе и др. - Поддерживайте своего ребенка
Если какое-то спортивное занятие или хобби вызывает у подростка интерес — не ограничивайте его в этом! Если ребенку нравится петь, танцевать или писать стихи — ни в коем случае не высмеивайте его увлечения. Помогите ему найти дело по душе.
Не всегда у подростка будет хватать терпения и интереса заниматься одной деятельностью. Постарайтесь понять: что останавливает ребенка? Главное — поддержка! - Не пытайтесь стать для ребенка подружкой или другом
Выполняйте свою роль — родителя. Партнерство — вот идеальная форма взаимодействия для вас и вашего ребенка. Научитесь договариваться и слышать друг друга. - Заранее обговорите наказание
Оно должно быть действенным. Родитель должен его контролировать. Ребенок должен четко понимать, какое будет наказание, если он не сделать домашнее задание/прогуляет школу/ нагрубит взрослым и т.д.
Нельзя наказывать ребенка непосещением тех занятий, которые ему нравятся (гимнастика, плавание, художественная школа и т.д.). Будете запрещать — у него пропадет интерес и он их забросит. - Не пугайте ребенка будущим
Как уже говорилось выше, у подростка и так есть сильный страх будущего. Если вы пугаете своего ребенка, то делаете страх в 2 раза больше. Испуганные дети, наоборот, становятся закрытыми, недоверчивыми, пробуют пить, курить.
Одних базовых советов бывает недостаточно, чтобы полностью наладить отношения с ребенком.
Может остаться внутренняя напряженность, недоверие, дискомфорт.
Нужен специалист, который поможет распутать клубок застарелых обид, конфликтов, непониманий.
Прослушайте авторскую лекцию Александра Рязанцева «Родительские страхи. Как не перейти границы в контроле подростка?»:
