Оценки хорошо-плохо

Оценки хорошо-плохо
Категория: Профориентация и карьерный рост

Оценки хорошо-плохо

Недавно моя младшая сестра, которая учится в 11 классе, попросила помочь ей в подготовке к написанию сочинения для ЕГЭ. Одной из тем была связка «измена-верность». Те, кто сталкивался с Единым Государственным Экзаменом знают, что для получения хороших баллов ваши решения должны быть верными с точки зрения тех, кто будет эти решения проверять :). Поэтому, мы старались написать все, согласно «правилам».

Размышляя над изменой и верностью, мне оказалось сложно дать однозначный ответ касательно этих понятий с точки зрения оценки «хорошо»-«плохо». Первым делом, я задумался над тем, что же такое измена и верность. Эти понятия связаны с субъективной оценкой (что считать «верностью», а что «изменой»). Думаю, понятие верности так же связано с противоположной стороной — верность другому, верность родине, верность себе. При чем, верность одной стороне может одновременно противоречить верности другой. 
Тогда возникает конфликт выбора, когда я, например, оставаясь верным социальным правилам, перестаю быть верным себе и наоборот.

Тогда я задумался над тем, как много таких понятий в нашей жизни, где однозначный ответ найти оказывается весьма не просто. Что хорошо? Что плохо? Я вырос в семье богобоязненных людей, мой отец работал в церкви пастором, и мама поддерживала его. Я так же был частью церкви, в которую мы ходили каждое воскресение. И моя семья честно старалась следовать закону Библии, церкви, Б-га. Так что я знаком с системной, где есть четкие правила жизни. В детстве градация и оценки «хорошего» и «плохого» казались мне кристально понятными. Так делать можно и хорошо, а так делать нельзя и плохо. «Получай хорошие оценки и ты сможешь бесплатно поступить в институт». Помню, как я начал сталкиваться с разочарованием, в том, что нет никаких таких гарантий.

И это относится не только к христианским семьям. В каждой семье, независимо от верований и убеждений, есть свои правила и своя градация «хорошего» и «плохого». Эти стереотипы, нормы морали и ценности передаются от старших к младшим, от бабушек и дедушек к внукам, от родителей к детям. Это, своего рода, внутренние правила, про то, как «можно» и «нужно», и как «нельзя» жить. В гештальт-терапии мы называем это «интроектами». И есть некоторые нюансы, которые связаны прежде всего с осознанным присвоением этих «внутренних законов» себе.

Кому эти правила нужны? Хочу ли я жить «так» или я хочу «по-другому»? Могу ли я выбрать собственные правила, или мне нужно неукоснительно придерживаться правил семьи? Как, в конце концов, я должен поступить здесь и сейчас? На мой взгляд, эти вопросы важны. Ведь неукоснительное следование правилам, не «пережёвывая», не «переваривая» их в своей душе делает меня ригидным. Кроме того, я начинаю переносить это в мир с помощью проецирования: он поступил плохо, значит он — плохой.

Система оценок «хороший», «плохой» — это скорее удобная форма восприятия, которую, опять же, я не отношу ни к чему-то однозначно «хорошему» или «плохому». Важно просто осознавать свои проекции и интроекты, и задать себе вопрос: «Как это помогает (или мешает) мне сейчас, относится к этому так, как я отношусь?»

Оценки, стереотипы и внутренние правила — это «вещь» субъективная. Это то, что я беру из среды и как то стараюсь использовать или не использовать для эффективности своей жизни.

ССЫЛКА НА КУРС «Профориентации для 9-11 классов»

Поделиться записью


Получите подарок
от Александра Рязанцева