Как развивать творческие способности

Как развивать творческие способности

Как развивать творческие способности

Как развивать творческие способности, с какого возраста, как преодолевать мешающие стереотипы? Ответить на эти вопросы можно, только хорошо разбираясь в научных понятиях. Диана Борисовна Богоявленская приводит пример ошибочного тестирования: «Особенно четко несоответствие между показателями тестов и наличием творческих способностей прослеживается на детях дошкольного возраста. Так, высокие баллы по тестам Торренса, требующим ответов, выходящих за рамки общепринятых, т.е. выделенных не на основании их существенных свойств, совпадает, как мы уже писали выше, с возрастными особенностями дошкольников. У этих детей еще не сформированы базисные свойства продуктивного мышления, в частности, умение выделять и классифицировать по основному признаку. На его основе лишь в дальнейшем может проявиться вариативность и то углубление в сущность явления, которое приводит к подлинной «нестандартности». Таким образом, высокие показатели по креативности в этом возрасте, говорят, напротив, о том, что данный ребенок в своем развитии ещё далек от творчества». «Так, дети, прошедшие тренинг в прогимназиях не способны (иногда до второго класса) решать текстовые задачи. Развитие дивергентной комбинаторики тормозит развитие понятийного мышления и, как нам кажется, символической функции. Эти дети могут адекватно действовать только на основе личного опыта»

Противоречия, которые необходимо объединить при изучении этой темы:

  • Рассмотрение творчества только как свойство высокого уровня умственных способностей. Творческие способности не коррелируют с высоким уровнем умственных способностей. Это уже доказано. Об этом нужно помнить и не заблуждаться на этот счет. Сами ученые часто признаются в том, что искусство лучше предсказывает будущее, чем научное исследование.
  • Гибкая психика помогает понять, что мир меняется, и что каждый должен меняться вместе с ним. Не существует неизменно правильных представлений.  И при этом существует предел вариабельности любой концепции или теории.
  • Унификация взглядов – подавляет воображение, сковывает свободу при выдвижении новых идей и самостоятельность направления приложения усилий.  Следовательно, дивергентность мышления нужно поддерживать.
  • Как известно, дети повышенно эмоциональны и непосредственны, поэтому их мышление в большей степени, чем у взрослых, свободно от «законопослушности», и склонно к «законотворчеству»  у них существует больший отрыв от действительности.  Но это нельзя путать с творчеством. Наблюдать за детскими ассоциациями необходимо, не запрещать их, и параллельно с этим с развитием речи естественным образом развивать различные операции мышления.
  • Механизм поиска решения проблем нельзя сводить к ассоциациям или методу проб и ошибок.  Однако и полностью отказываться от этого тоже не нужно. Любая чрезмерная крайность приводит к своей противоположности.

Ученые также отмечают наличие связи творческих решений с эмоциями, мотивацией и нравственным началом. Следовательно, при обучении эмоциональный фактор, мотивация и нравственное поведение ученика должны входить в процесс обучения и воспитания. Обучение должно быть воспитывающим и развивающим.

ССЫЛКА НА КУРС «Профориентации для 9-11 классов»

Поделиться записью


Мы можем вам
перезвонить