10 правил безопасности консультанта

10 правил безопасности консультанта

10 правил безопасности консультанта

Есть жизненные ситуации, истории, события, которые не всегда доступны даже самому опытному консультанту. Встретившись с такими ситуациями, консультант должен обратиться за советом, разъяснениями, поддержкой к коллеге или к более опытному супервизору, кто точно может подсказать консультанту как быть дальше. 

Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился правилами безопасности в работе консультанта, которые он определил для себя, учитывая свой 30-летний опыт работы.

  1. Личный опыт и проработка своих конфликтов по международному стандарту не менее 600 ак. часов.

Личная и групповая терапии помогают консультанту находиться в мета-позиции по отношению к клиенту. Безоценочно и без советов (таблеток) работать с запросом клиента. Не высказывать свои оценочные суждения, а пытаться дойти до сути конфликта, с которым пришел клиент. Если консультант не проработал свои конфликты, он обязательно будет проецировать (переносить) их на клиентов.

  1. Применение знаний и опыта в одном, основном методе.

Образование консультанта должно быть не только базовым психологическим. Не стоит забывать об обязательной подготовке в каком-либо методе консультирования людей (психоанализ, гештальт, кпт, системно-феноменологический и прочее), который позволяет работать с клиентом эффективно, профессионально и глубоко. Не стоит метаться и изучать множество методов, это не даст хорошего результата, так же как не вызовет большого доверия у клиентов. Все адекватные люди понимают, что изучить множество методов досконально невозможно за всю жизнь, не говоря уже о более коротких сроках.

  1. Принадлежность к сообществу профессионалов.

Активное членство в каком-то сообществе (ассоциации), позволяет непрерывно повышать свою квалификацию и обмениваться опытом с профессионалами разного уровня, что дает бесценный опыт и рост специалистов.

  1. Строгое соблюдение конфиденциальности.

Ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать ту информацию, с которой пришел клиент на консультацию. Это своего рода врачебная тайна и тайна исповеди. Клиенты доверяют консультанту! Настоящий профессионал всегда будет хранить тайны  людей, которыми они делятся с ним. Соблюдение конфиденциальности – это показатель уровня профессионализма консультанта.

  1. Давать право клиенту на остановку консультации или смены консультанта. 

Консультанты не всемогущи. Они не могут работать со всеми темами подряд, в любых формах, методах и ситуациях. Консультант имеет право отказываться от клиента с темой, которая у консультанта вызывает напряжение, также как и клиент имеет право отказываться от работы с консультантом, который у него вызывает недоверие. Иногда полезно менять консультанта, особенно, если был мужчина, а надо проработать «женские» темы, или наоборот, была женщина, а надо проработать «мужское». Один консультант хорошо, но два иногда лучше. 

  1. Использовать право “стоп” в теме, которую сам не пережил. 

Консультанты тоже люди. И у них могут быть темы, с которыми они не работают с клиентами. Это нормально. Для того, чтобы не впадать в прострацию после запроса клиента, нужно пройти много (не менее 50-100) часов личной терапии у наставника. И даже после всех проработок личных тем, консультант может отказаться от работы с теми клиентами, которые пришли с запросом, вызывающим напряжение.

  1. Развивать личный навык и наращивать опыт на супервизиях по работе с чувствами и переживаниями (как своими, так и клиента).

Стоит регулярно посещать супервизии у опытного наставника для того, чтобы разбирать практические случаи и делать работу над ошибками, учиться видеть свои недоработки и развиваться с профессиональной точки зрения. Наставник всегда подскажет, какие чувства клиента и терапевта избегались во время консультации, и с чем консультант не готов встречаться, что ему еще нужно «подтянуть» и в чем разобраться для себя.

  1. Участие в конференциях и семинарах по повышению профессионального опыта.

Регулярное посещение тематических конференций, семинаров для повышения квалификации позволяет консультанту оставаться в курсе происходящих в его сфере изменений, научных разработок, новшеств и получать не только теоретические, но и практические наработки в свою профессиональную копилку. Консультант – это профессия, которая обязывает владеть множеством знаний из разных областей жизни и быстро ориентироваться в окружающих событиях города, страны, мира.

  1. Соблюдение этики в отношениях с клиентами. 

Для консультанта есть свой Этический кодекс, который он не имеет право нарушать. Этическая сторона вопросов всегда стоит рядом с профессиональной. И уважительное отношение к клиенту — залог успешной работы консультанта.

  1. В случаях с расстройствами у клиентов не пытаться все решить самостоятельно, а передать соответствующему специалисту.

Есть люди с пограничными расстройствами психики, и консультант с такими не работает. Эта клиническая область относится к психиатрии, в которой необходимо медицинское лицензирования и образование для назначения медикаментозного лечения, без которого люди не справляются со своими ситуациями. Так вот, консультант обязан перенаправить клиентов с психическими расстройствами к специалистам в этой области. Брать на консультации сложные случаи без подготовки и нужных знаний — самонадеянно и непрофессионально.

Опыт консультанта все-таки закладывается большим периодом времени. Консультант, имеющий опыт нескольких лет работы или консультант, имеющий опыт более 15-20 лет, будут отличаться друг от друга подходами, знаниями и историями, которые они решали со своими клиентами. 

Работа консультанта – это честная работа. Открытая работа создает условия для безопасности консультанта и клиента. Поэтому, если у вас есть потребность в экологичном консультировании, переходите по кнопке и записывайтесь на консультацию ко мне и тренерам моего Института: https://aryazancev.ru/zapis-na-konsultaciju/

Поделиться записью


Мы можем вам
перезвонить