Есть жизненные ситуации, истории, события, которые не всегда доступны даже самому опытному консультанту. Встретившись с такими ситуациями, консультант должен обратиться за советом, разъяснениями, поддержкой к коллеге или к более опытному супервизору, кто точно может подсказать консультанту как быть дальше.
Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился правилами безопасности в работе консультанта, которые он определил для себя, учитывая свой 30-летний опыт работы.
Личная и групповая терапии помогают консультанту находиться в мета-позиции по отношению к клиенту. Безоценочно и без советов (таблеток) работать с запросом клиента. Не высказывать свои оценочные суждения, а пытаться дойти до сути конфликта, с которым пришел клиент. Если консультант не проработал свои конфликты, он обязательно будет проецировать (переносить) их на клиентов.
Образование консультанта должно быть не только базовым психологическим. Не стоит забывать об обязательной подготовке в каком-либо методе консультирования людей (психоанализ, гештальт, кпт, системно-феноменологический и прочее), который позволяет работать с клиентом эффективно, профессионально и глубоко. Не стоит метаться и изучать множество методов, это не даст хорошего результата, так же как не вызовет большого доверия у клиентов. Все адекватные люди понимают, что изучить множество методов досконально невозможно за всю жизнь, не говоря уже о более коротких сроках.
Активное членство в каком-то сообществе (ассоциации), позволяет непрерывно повышать свою квалификацию и обмениваться опытом с профессионалами разного уровня, что дает бесценный опыт и рост специалистов.
Ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать ту информацию, с которой пришел клиент на консультацию. Это своего рода врачебная тайна и тайна исповеди. Клиенты доверяют консультанту! Настоящий профессионал всегда будет хранить тайны людей, которыми они делятся с ним. Соблюдение конфиденциальности – это показатель уровня профессионализма консультанта.
Консультанты не всемогущи. Они не могут работать со всеми темами подряд, в любых формах, методах и ситуациях. Консультант имеет право отказываться от клиента с темой, которая у консультанта вызывает напряжение, также как и клиент имеет право отказываться от работы с консультантом, который у него вызывает недоверие. Иногда полезно менять консультанта, особенно, если был мужчина, а надо проработать «женские» темы, или наоборот, была женщина, а надо проработать «мужское». Один консультант хорошо, но два иногда лучше.
Консультанты тоже люди. И у них могут быть темы, с которыми они не работают с клиентами. Это нормально. Для того, чтобы не впадать в прострацию после запроса клиента, нужно пройти много (не менее 50-100) часов личной терапии у наставника. И даже после всех проработок личных тем, консультант может отказаться от работы с теми клиентами, которые пришли с запросом, вызывающим напряжение.
Стоит регулярно посещать супервизии у опытного наставника для того, чтобы разбирать практические случаи и делать работу над ошибками, учиться видеть свои недоработки и развиваться с профессиональной точки зрения. Наставник всегда подскажет, какие чувства клиента и терапевта избегались во время консультации, и с чем консультант не готов встречаться, что ему еще нужно «подтянуть» и в чем разобраться для себя.
Регулярное посещение тематических конференций, семинаров для повышения квалификации позволяет консультанту оставаться в курсе происходящих в его сфере изменений, научных разработок, новшеств и получать не только теоретические, но и практические наработки в свою профессиональную копилку. Консультант – это профессия, которая обязывает владеть множеством знаний из разных областей жизни и быстро ориентироваться в окружающих событиях города, страны, мира.
Для консультанта есть свой Этический кодекс, который он не имеет право нарушать. Этическая сторона вопросов всегда стоит рядом с профессиональной. И уважительное отношение к клиенту — залог успешной работы консультанта.
Есть люди с пограничными расстройствами психики, и консультант с такими не работает. Эта клиническая область относится к психиатрии, в которой необходимо медицинское лицензирования и образование для назначения медикаментозного лечения, без которого люди не справляются со своими ситуациями. Так вот, консультант обязан перенаправить клиентов с психическими расстройствами к специалистам в этой области. Брать на консультации сложные случаи без подготовки и нужных знаний — самонадеянно и непрофессионально.
Опыт консультанта все-таки закладывается большим периодом времени. Консультант, имеющий опыт нескольких лет работы или консультант, имеющий опыт более 15-20 лет, будут отличаться друг от друга подходами, знаниями и историями, которые они решали со своими клиентами.
Работа консультанта – это честная работа. Открытая работа создает условия для безопасности консультанта и клиента. Поэтому, если у вас есть потребность в экологичном консультировании, переходите по кнопке и записывайтесь на консультацию ко мне и тренерам моего Института: https://aryazancev.ru/zapis-na-konsultaciju/