Раннее развитие детей
О наболевшем.
В последнее время наблюдаю в сети и в жизни, как много мам истязают своих детей ранним развитием, под предводительством звезд. «У дочери Ким Кардашьян день расписан поминутно!», а ей 4 года. Такое чувство что они принимают участие в бешеной гонке за каким-то трофеем, совершенно не жалея себя и детей. Зачем, спрашивается?
Конечно, знаю ответ, потому что сама такой была. Страшно, что мой ребенок станет неуспешным, или еще хуже – тупым и тогда все точно поймут, что я «плохая мать».
Пишу про матерей, потому что отцы, явно относятся к этому гораздо проще и спокойнее, иногда даже разумно протестуют.
В раннем развитии, безусловно, есть польза, если речь идет об изучении окружающего мира и приятном времяпровождении с мамой или кем-то из близких, при условии того, что ребенок не ходит в детский сад. Например, бассейн, интерактивный театр, рисование или монтессори-клуб для мам и малышей могут принести только пользу. Когда же речь идет о ежедневных занятиях математикой, английским, письмом, чтением, танцами и прочим, с педагогами, то это уже редко про удовольствие ребенка, если только он не хочет этого сам, что тоже сомнительно…
Моя коллега работает в детском клубе и там программой предусмотрено с детьми 5-6 лет изучать дроби, деление, биссектрису. А почему бы физикой не заняться в 3 года?
Когда нашим детям было 5 и 3, появилась необходимость устроить их в сад и при беседе с администратором одного из частных ДС, она спросила, знают ли мои дети английский. На мое удивленное «нет», я услышала «а что ж вы так? В нашем саду дети учат английский с 2 лет». Я, конечно, тоже включалась в массовую истерию, когда дети были маленькие и мне хотелось успеть как можно больше, но это слишком!
Мы многое начинали, но я быстро сдувалась. Моих детей спасло, что я оказалась ленивой эгоисткой. У меня превалировали собственные интересы, отсутствие финансовых возможностей, проблемы со здоровьем дочери, отсутствие мотивации к истязанию детей и немного здравого смысла. Поэтому, регулярно они ходили только на монтессори, в бассейн, ну и подготовка к школе, конечно, как без нее, все остальное началось уже в школе.
Каждому ребенку даны свои способности и для того чтобы их развивать природой предусмотрено свое время и свои механизмы. Ребенок в определенном возрасте решает определенные задачи, соответствующие его нынешним потребностям. Игнорируя потребности ребенка, родители делают ужасную вещь, они делают ставку на знания, к которым ребенок не только не готов, но на которые у него нет никакого жизненного запроса, и он может никогда не появиться! Это могут быть карточки с первого дня, картинки, буквы, флаги разных стран, раннее чтение и еще все что угодно, загружаемое в мозг ребенка, без какой-либо надобности.
Одна из моих преподавателей рассказывала, как ребенка ее коллеги решили обучать с рождения счету по методике Глена Домана и им это отлично удалось, в 6 лет ребенок мог, бросив взгляд на кошачью миску, сказать точно сколько в ней корминок. И что? А ничего! Еще через несколько лет родитель понял, что эти способности негде применять, они бесполезны для жизни.
Обидно, что основная масса того, что дается в школе обладает такой же бесполезностью для жизни, в отсутствие жизненного запроса на эту информацию. И выходит, что все школьные годы проходят в борьбе с родителями и учителями за доказательство бесполезности. Когда же есть запрос, то все довольно легко и быстро удается, причем в любом возрасте.
Для того чтобы появился запрос бывает достаточно ребенка чем-то заинтересовать, например, брать с собой в магазин и давать ему самому расплачиваться, взвешивать, считать сколько денег и что можно купить, если часто путешествуете, то пусть разговаривает сам на английском, интересуется символиками стран и пр. Это подстегнет в учебе.
У каждого ребенка есть врожденные способности и это не просто то, что лучше удается, а то от чего прёт по-хорошему. Удаваться может многое, особенно, если ребенок старательный и ответственный от природы, но его не обязательно это вдохновляет. Для того чтобы однажды их обнаружить необходимо уметь себя слышать и слушать.
Иначе, когда потенциально великий врач или художник встретится с медициной или искусством, у него в голове будет сколько угодно голосов «ты должен, это не твое, что за фантазии, надо заниматься русским», от которых он так устал, что свой тихий голос «это мне нравится» он не услышит. Способность слышать себя присутствует у каждого ребенка, поэтому они знают, когда и что хотят есть и чем сейчас хотят заниматься. Это не просто так рождается в голове ребенка, так работает его жизненный запрос. Пока родители не начинают навязывать ему свои правила. «Петя иди домой! Мам, я замерз? Нет, ты хочешь есть!» Так появляются огромное количество людей, которые учатся не там, где хотят и работают не теми, кем хотят. Так наши бабушки и дедушки желали за наших родителей, кем им стать и также наши родители продолжали их дело. Может пора остановиться? И начать прямо с рождения?
Грудничка лучше кормить с рождения, не по часам, а по потребности, он сам лучше знает, когда ему надо есть, а не умные книжки. Для того чтобы помочь ребенку развить в себе способность слушать себя, ему необходимо время, когда он может просто потупить или повтыкать. Это те самые приятные моменты ничего не деланья, которые так пугают родителей. «О, боже, моё чадо ничем не занято, надо срочно это исправить». Из этого родительского страха и появляются бесконечные развивающие занятия, а то вдруг не разовьется? Разовьется, не переживайте!
Уже давно известно, что ребенок учится всему гораздо лучше, просто находясь рядом с родителями в натуральной среде, а не в искусственно созданных условиях развития. Самое ресурсное время – это когда ребенок ничем не занят, по мнению родителя. В такие моменты происходит нечто очень важное, ребенок ищет сам себе занятие, выбирает, что нравится ему больше, а что меньше, что отзывается, слушает тишину, ищет выходы из трудных ситуаций и изучает мир. Шлепанье по лужам, дрязганье в воде, разглядывание пылинок на солнце и многие другие вещи, приносят ребенку намного больше пользы, он учится успокаиваться, оказывать себе самоподдержку, скучая по маме, или переживая обиды, узнавать себя, погружаться в свой мир фантазий и представлений.
Вы замечали как часто дети зависают? Это своего рода перезагрузка, в эти моменты у них в мозгу происходит сложнейшая работа, они связывают события и вещи, которые происходят вокруг них. Те, что постарше любят зависать перед телеком и даже возле него они смотрят не «всякую фигню», как кажется родителям, а познают себя, что им нравится, что нет. Разве вы не смотрели клипы на Мtv или Муз-тв часами в подростковом возрасте?
Я могла. И что-то не замечаю, чтобы меня это развратило. Сейчас я практически не смотрю телевизор, отпала потребность. Например, самостоятельные прогулки, которых практически лишены наши дети, дают возможность изучить мир и его устройство, справляться со страхом, общаться, обретать самостоятельность. Детям сейчас не дают замерзнуть, поплакать, промокнуть или устать по-человечески. А ведь для того чтобы почувствовать настоящее расслабление в теле, сначала надо его по-настоящему напрячь!
Чтобы согреться, надо замерзнуть и это важные составляющие чувств и ощущений, которые приходят через тело, но несут посыл в мозг и показывают, как можно справиться с той или иной ситуацией, найти выход. Почему-то мы, родители всегда забываем, что сами тоже были детьми, пугались соседских собак, бегали по стройкам, приклеивали подорожник к коленкам, сами учились кататься на великах и мы справились! Так почему же нам кажется, что наши дети не смогут?
Они способны на многое, но для того чтобы узнать, на что именно, необходимо дать им возможность выходить из зоны комфорта уже сейчас. С любыми жизненными трудностями умеют справляться те, кто в них когда-либо побывал и лучше дать этому опыту случиться в детстве, чем в 30-40 лет они обнаружат себя разбитыми, уставшими, никогда не жившими по-настоящему и с кучей ненужных навыков!